среда, 29 апреля 2020 г.

Арттерапия при детском энурезе

Энурез у детей (непроизвольное мочеиспускание) – достаточно распространенный повод обращения родителей к психологу.  Причин у этого состояния много, и прежде чем предполагать исключительно психологические проблемы у ребенка, требуется обследование у целого спектра специалистов: педиатр, уролог, нефролог, психиатр, невролог, нейропсихолог, отоларинголог, эндокринолог.  Если они исключают все возможные заболевания, способные вызвать энурез  - то в дело вступает детский психолог  или психотерапевт. Зачастую лечение проходит комплексно у нескольких специалистов  одновременно.


 Если диагностирован энурез и ведется лечение – то параллельное  обращение к психологу желательно в любом случае, так как сам по себе энурез является для ребенка психотравмирующим фактором и ухудшает его психологическое состояние, независимо от причины его возникновения.

Что же могут делать родители сами, чтобы способствовать скорейшему исцелению ребенка? Как можно использовать хобби-терапию в таком случае?

Приведем пример консультирования родителей мальчика, страдающего энурезом с 2 лет.

 Пишет мама мальчика (орфография автора сохранена):

 «Сыну 8 лет. Ночной энурез, психи, когда пытаешься заставить убраться или делать уроки, множество страхов, ночные кошмары и слезливость, если его обидели. В школе он тихий и примерный мальчик с идеальным поведением. Дома он носится, прыгает, орет и абсолютно меня не слушается. Кстати не только меня, но и бабушек с папой.

Оценок в первом классе нет, но учится сын плохо. Вроде и соображает, но ленится. Почерк у него ужасный. Прописи очень сложно заставить писать. Читать не любит. Математика нравится, но если что-то не получается,  начинает ныть, швыряет ручку, может сесть на пол, орет, ноет, может начать дергаться всем телом (не знаю как правильно описать), говорит я сейчас порву учебник, я уничтожу эту тетрадь, я выкину эти прописи, я разобью планшет и т п. Во всем виноват кто-то, но только не он сам.

Вот пишу это все и понимаю, что у нас огромные проблемы. Сын постоянно просит поиграть с ним, а я... я ссылаюсь на занятость или говорю, что со мной в детстве никто не играл и не занимался. На самом деле я не знаю, как играть и во что играть с сыном. Могу почитать книжку. Я пробовала  строить с ним из конструктора, но мне откровенно скучно и совсем не хочется это делать. С сестрой сын играет, что-то придумывает сам. Они идут в поход, они пираты и т п.

Муж с детьми не занимается вообще. Было много конфликтов на эту тему. Говорит, ну не могу я с ним заниматься, бесит он меня своим отношением, психами. Они не ладят вообще. Каждый занят своими делами.

Моя манера общения с детьми (знаю, что это очень неправильно, но не знаю как прекратить так реагировать, крик сам вырывается прежде чем я подумать успеваю), любое плохое поведение, непослушание - я ору. Причем редко могу гаркнуть так, что сын плакать начинает и трястись. Говорит, ты так орешь, что я тебя боюсь. Это отрезвляет, но не надолго.

 Теперь о конкретно энурезе и ночных кошмарах. В 1,5 года сын был полностью приучен к горшку. В 2 мы пошли в сад. Пошли очень тяжело. Период адаптации так и не прошел. Сын постоянно плакал и водила я его всего на 2 часа по совету садовского психолога. Сын постоянно болел. Неделю ходим - две болеем. И так несколько месяцев. Вроде спрашивала, в саду нравилось. Но как идти в него - истерики, не хочу, мама не уходи. Дошло до того, что он дома не одевал садовскую одежду, истерил и орал. Одежду я отдала и решила со следующего года попробовать снова.

 Ближе к трем годам у него начался ночной энурез и ночные кошмары,  иногда он приходил к нам по ночам, говорил что страшно. К трем годам это усилилось. В общем, в три мы в сад не пошли. Весь год обследовались по поводу энуреза. Страшные сны участились. Сын переехал к нам в комнату.

 Сыну исполнилось пять и весной он пошел в садик ради занятий с логопедом. Ему там очень понравилось. Но дневной энурез иногда случался, ночной был всегда. За последние два года ночные кошмары сыну снятся очень редко. Энурез бывает очень часто. Раз в неделю может и не случиться. Недавно опять проходили обследование. Пропили курс таблеток, сухих ночей стало больше, 1-2 за неделю. Иногда все ночи мокрые. Но ребенок стал спокойнее, психозов меньше. Но сейчас нет учебы и обязательств».

В данной семье работа с психологом будет полезной всем, так как  и мама и папа сами ухудшают состояние детей своим поведением, что явно следует из описанного мамой положения дел.  Но в первую очередь необходима помощь мальчику.  А  арт-терапия наряду с общим лечением для него в такой ситуации просто незаменима.

Приведенные рекомендации не имеют противопоказаний и могут быть использованы всеми семьями, в которых есть дети с подобной проблемой.

1.                 Рисование.

Купите большие наборы карандашей, фломастеров, гелевых ручек - не менее 24 цветов. Хорошую точилку и стирки, которые не мажут бумагу. Блоки для рисования А3 и А4 форматов.  Рисовать без ограничений.

Акварель, гуашь, другие жидкие краски – противопоказано на время терапии. Это все неконтролируемо растекается и символизирует энурез - растекание человека в пространстве. Ребенку нужны четко контролируемые им самим виды творчества. Как вариант при желании – рисовая бумага, тушь и кисточка: занятия каллиграфией или суми-ё
Вот так выглядит работа ребенка, страдающего энурезом. (мальчик, 8 лет). Видно, что все персонажи непроизвольно растекаются, и это реальная проблема. Вокруг картины малозаметная рамка белого цвета - это проявление самотерапии -попытка ограничить растекание, что говорит о положительном прогнозе терапии. Здесь будет важным придать границе более четкий вид, цвет, плотность.
В противовес картина ребенка (девочка, 3,5 лет) - у которого тоже наблюдается энурез, но это - возрастная норма. Те же самые материалы - гуашь, вода, кисточка - а результат совершенно другой. Даже выбор цветовой палитры одинаков - но разительное отличие и общего вида, и проработанности деталей, и аккуратности. Учитывая то, что 8 летний ребенок имеет гораздо больший опыт работы с красками - становится ясным, что "мокрота" на работе не случайна

2.                 Работа с бумагой.

Ножницы, цветная бумага – одно- и двухсторонняя,  картон, клей (лучше клей карандаш, а не льющийся клей). Тематические аппликации, коллажи, вырезание из бумаги -вытынанки, оригами, квиллинг.

Терапевтична работа с папье-маше - мокрое и бесформенное становится сухим и держит форму. Соблюдать осторожность, чтобы изделия не ломались после завершения. Выбирать соответствующие модели – лучше наносить объемные изображения из папье-маше на твердую основу, чем создавать пустотельные хрупкие модели.

3.                 Оформление работ.

Все работы необходимо оформлять с рамочкой. Можно использовать покупные рамки, но терапевтично создавать «рамочку» самому ребенку - таким образом, бессознательно ребенок будет  добиваться законченности, цельности и создавать границу, через которую ничто не может растечься.

Работы желательно собирать в альбомы и также оформлять в единое целое.

Тематические рамки и альбомы можно создать, используя техники популярного сегодня направления  скрапбукинга.

 4.                 Мандалы или раскраски.

Распечатать или купить раскраски с большим количеством мелких деталей. Мандалы (изображение в круге) приоритетнее. Давать раскрашивать по одной вечером карандашами.

5.                 Мелкая моторика.

Бисероплетение, макраме, вышивание – все, что связано с высоким контролем действий. Вариант для мальчика - выжигание по дереву, вырезание по дереву, вырезание трафаретов.

6.                 Лепка.

Наилучший материал в случае энуреза - запекаемая полимерная глина. После запекания созданный объект будет сохранять форму и не портиться от влаги.

Пластилин – возможно, если после лепки фигурка укрепляется грунтовкой, раскрашивается и покрывается лаком для сохранения.

Соленое тесто – дешевый и приемлемый материал – при условии соблюдения правил сушки.

Кондитерские изделия – очень хорошо, чтобы сам ребенок смешал все ингредиенты, помесил тесто и  запек в готовое изделие (под вашим присмотром). Изделие в одном экземпляре (пирог, булка, пряник), но не много мелких. Работа на соединение и придание формы и границы.

7.                 Конструирование.

Большие рассыпные конструкторы изъять на некоторое время.

Купить: сборные модели автомобили, самолеты, танки из бумаги, картона, дерева, пластика со склеиванием - те варианты, которые из деталей становятся единым нерушимым целым. Это и папе будет интересно.

Здесь понадобится ваша помощь на первых порах. Как раз дело для семейного вечера вместе.

Если хочет сборный конструктор, то лучше маленькие коробочки, в которых собирается одна машинка или лодочка. Желательно проклеивать детали тоже и использовать в играх, как цельный объект. Ваша задача – создавать в нем стремление к объединению, к четким границам, без рассыпания.

8.                 Вода.

Плавать по своему желанию, не тренировки. Если сам захочет - тогда можно в этот спорт со временем. Если не умеет плавать, боится воды - начать с детского бассейна-лягушатника с теплой водой, с ограниченным объемом.

Ванна вечером перед сном: ромашковые или успокоительный сбор - в аптеке купить.

Смотреть на водную гладь – небольшое озеро, где виден берег целиком по кругу. Играть в ванне, в круглых тазиках с теплой водой. Бросать камешки в воду и смотреть за кругами – хорошая метафора роста, развития при сохранении четкой границы.  Ванны для ног перед сном.

Быстро текущая вода и неограниченные объемы воды (море) нежелательно – это вызывает позыв к мочеиспусканию и ощущения бесконтрольности.

9.                 Тело.

Общий массаж - на расслабление всего тела и стимуляцию зоны иннервации мочевого пузыря.

Специальный массаж стопы – рефлекторные зоны мочевого пузыря, мочеточников, головного мозга, почек, надпочечников.

Нарисовать вместе на ватмане или куске обоев тело человека, обведя контур вашего ребенка. Нарисовать внутреннее строение и весь процесс мочеиспускания прорисовать и проговорить: что, в какой зоне и как происходит – начиная от глотка воды и заканчивая горшком.

Рассматривать медицинскую энциклопедию можно, но не так продуктивно.

Будьте готовы к вопросам, связанным с половой системой мальчика.

Обсудите вопросы личной гигиены и «ритуал» обмывания половых органов. Энурез может быть связан с раздражением уретры при несоблюдении правил вечернего туалета.

10.             Энурез.

Создайте условия, когда эта проблема не будет вызывать стыда. Купите урологические прокладки в трусики ребенка - чтобы мог сам выкинуть и поменять, если днем такое случилось.

Одноразовые простынки на постельное белье - чтобы он полностью контролировал этот процесс и нес ответственность.

Научите стирать трусики - если замочил, то утром сам стирает и вешает сушиться. Достаточное количество белья и штанишек - в его комнате на полке, которые он может сам взять и поменять без вашего участия. Это его сфера контроля. Никаких криков, ругани по этому поводу, вздохов и раздражения.

Со временем отпадет надобность - а на время терапии нужен комфорт и спокойствие. Хотя бы первично. Может быть мочеиспускание на фоне страха обмочиться, потому что ругают. Сам страх мочевой пузырь опорожняет. Это замкнутый круг.

11.             Режим.

Режим дня – ложиться спать и вставать в одно и то же время по будильнику.

Вечером запрещено: чай, брусника, арбузы, огурцы, газированные напитки и все мочегонные и раздражающие продукты. Питье за два часа до сна прекратить.

Пить - кисель из некислых ягод, чистую воду, насыщенный компот из сухофруктов.

Следить, чтобы в течении дня пил достаточно. Употребление соли, сладкого, острого ограничить до минимума – это вызывает дополнительную жажду.

Создать на листе бумаги режим дня, расписание уроков и повесить на видном месте.

Рядом с режимом дня должны быть крупные часы с календарем для самоконтроля. Это все можно приобрести готовое, но лучший эффект будет, если вы с ребенком сделаете это вместе своими руками.

12.             Витамины - комплексы  А, С, Е, В1 , В6 ,В12 , фолиевая кислота.

13.             Наказания.

Прекратить любые наказания вообще, если они есть - крик, угол, ремень, шлепание и тд. Заменить на отказ от удовольствия: «Мы должны были пойти в кино с тобой, а теперь придется отложить поход». Можно заменять на монотонное выполнение физических действий – например, 20 приседаний. Можно показывать, что вы очень расстроены и обсуждать, что будет, если вы тоже будете непослушными родителями.

14.             Разговор.

Разговаривать спокойно и не угрожать ничем. Если вам плохо и невмоготу, хочется на ребенка поорать: «Извини, маме надо побыть одной» - ушли в ванную, включили воду и кричите сколько душе угодно или в унитаз. Речь идет о психическом здоровье еще маленького ребенка. Кричит отец - ребенка в охапку и уходить в другую комнату, закрывать уши наушниками. Необходимо изъять все угрожающие элементы из общения.

15.             Информация.

Отследить, что ребенок смотрит - какие мультики и компьютерные игры. Никаких страшилок, зомби, убийств, агрессии быть не должно. Посещать детские мероприятия, театры, музыкальные представления.

16.             Сказкотерапия.

Перед сном читать добрые сказки – где главный герой одерживает победу над злом своим умом, силой и смекалкой.

Читать специально разработанные сказки (напр. Бретт Дорис «Жила-была девочка, похожая на тебя..», Разида Ткач «Сказкотерапия детских проблем»)

Сочинить вместе с ребенком и создать книгу, где главный герой сам ребенок, который побеждает плохого героя (придумать самому название). Использовать детские фотографии и рисунки. Красочно оформить листы и  плотную обложку книги.

17.             Занятия музыкой.

Очень хорошо действуют на нервную систему и самоконтроль – если ребенку это нравится самому и без родительского давления происходит. Сходите в ближайшее музыкальную школу и подберите ему инструмент по желанию – важно само занятие ритмической деятельностью, а не музыкальное образование.

Слушать перед сном спокойную, классическую музыку, колыбельные, звуки природы (исключив звуки журчащей воды, капель и дождя, можно – звук морской волны, прилива).

18.             Физическое развитие.

Все командные виды спорта очень хорошо. Танцы, аэробика, йога – способствует контролю над телом. Но виды спорта, где подразумевается личное достижение и массированные жесткие тренировки ухудшают состояние – особенно при тренере нацеленном на «успех любой ценой».

19.             Награда.

Назначить награду за «сухую ночь» в предпочтительном для ребенка виде – конфета, мелкая игрушка, карандаш.

Создать календарик, где отмечать победы. Назначить награду за несколько побед подряд – и чем больше ночей продержится, тем больше уровень награды. Можно денежную награду использовать.

Даже при частичном использовании приведенных рекомендаций изменения наступают быстро – в течение месяца ребенок становится спокойнее и уравновешеннее, счастливее. Конечно, ожидать, что проблема отступит быстро, если она создавалась годами – не приходится. Но улучшение обязательно будет и вы его заметите.эн

Комментариев нет:

Отправить комментарий