среда, 29 апреля 2020 г.

Это же Мужчина


Начало сентября с еще августовским теплом. Раннее утро. Мелкий дождь. Я спешу в поликлинику, обходя небольшие лужи.
По пути передо мной мальчик лет трех, который спит на ходу, заплетает ногами и идет зигзагами. Перед ним шагах в десяти грузно ступает мама, в новомодной пестрой тунике, то ли скрывающей, то ли намекающей на грандиозные объемы внутри, под таким же пестрым зонтом


Она прикрикивает на мальчика, не оборачиваясь на удивление низким голосом: "Что ты там плетешься!!! Сейчас начнется ливень, а зонта для тебя нет. Вымокнешь. Заболеешь. Умрешь." Мальчик чуть убыстряет шаг, спотыкается, подхватывается, пробегает расстояние до мамы, спотыкается еще и продолжает выписывать зигзаги. Сонный, мокрый и совершенно одинокий. Я обгоняю этот непонятный дуэт из контрабаса и флейты.
Поход в детскую поликлинику воистину можно назвать геркулесовым подвигом. Тринадцатым. И силы духа и выносливости там надо на порядок выше, чем для чистки авгиевых конюшень.
Проходя коридоры и переходы и наблюдая за ожидающими в очередях родителями и их детьми, можно изучить всю семейную и детскую психологию буквально за минуты.
Было бы побольше наглости - я бы раздавала налево и направо прямо там же визитки семейного психолога. И не мамам-папам, а детям. Именно им. Мальчикам особенно. Ибо им выжить в этом мире, а тем более стать героем - неимоверно сложно.
Поднимаясь по лестнице, слышу как выше этажом молодая женщина кого- то отчитывает:" Господи, что за наказание такое. Мама родила такого хорошего мальчика. А сейчас - анализы плохие, ноги кривые, еще и окулист очки прописал. Это все потому, что ты маму не слушаешься. Зачем мне такой сын. Калека. А ведь я всегда говорю..." - пока она выдает этот монолог, я поднимаюсь выше и вижу " виновника торжества". Худенький, бледный, с огромными синими глазами. Тоже лет трех- четырех. Испуганный и виноватый во всем уже сейчас.
Две мамы о чем- то увлеченно беседуют, а их мальчики носятся по закутку перед процедурной, принося неудобства всем вокруг. Сначала в догонялки, потом в прятки, после этого в салочки. Никто не решается остановить чужих детей. Но недовольство и укоризненные взгляды сложно не заметить. Мамы возмутителей спокойствия обмениваются последними новостями и фотками на гламурных смартфонах, клянут медицину и всех, кто к этому причастен. Это " безобразие " длилось бы долго, но неожиданно наступает развязка. Один из " последних могикан" не рассчитал траектории, потому что все время оглядывается назад и подбадривает дружка улюлюканием, и на всем бегу врезается в собственную маму. Мама от удара роняет смартфон, он разлетается на плиточном полу на несколько запчастей. Все замирают...
Мама хватает бедолагу за ухо и поднимает так , что грязные пальцы из сандалий чуть касаются земли , при этом второй рукой наотмашь бьет по всему телу - бока, попа, ноги, руки, лицо. Молча. Мальчик тоже молчит. Болтается от каждого удара, напоминая подвешенного на гвоздик Буратино перед тем, как Карабас собрался его съесть...Все присутствующие застывают в шоке. Я не знаю, сколько это длилось... Может секунд десять... А может и несколько минут... Зрелище не для слабонервных. И самое идиотское, что никто ничего не предпринимает. А может у нас всех был реальный шок, когда ступор не дает шевельнуться.
Мама, если можно так назвать, бросает побитого парня на пол и говорит совершенно ледяным голосом: "Собирай телефон! И молись, чтобы он заработал. Иначе я тебя дома удавлю."
Я очнулась и бросилась к мальчику. Помогая собирать запчасти, смотрю в его глаза. Я, взрослая, не знаю что сказать маленькому ребенку. Я знаю, что говорить неизлечимо больным и умирающим, людям на краю крыши и видевшим катастрофы и войну. Я знаю как выглядят глаза таких людей. А глаза мальчика пусты... Ни слез, ни эмоций... То, что происходило сейчас уже было не раз и стало его жизнью и нормой.
" Отойдите от него! - визжит маман. - Своим дитем занимайтесь. Сам наделал фигни - сам пусть и отвечает"
Она заводит новую тему с подругой о чем - то. Наверное о воспитании. А может о дурах, которые лезут не в свое дело. А мы сидим на корточках и пытаемся закрыть крышку телефона. Ухо страдальца багрово- алое. И он временами трет его трясущимися пальцами. Мои руки, старающиеся помочь, отталкивает и шепчет: " Не надо! Не трогайте! Мама же сказала. Сейчас получится." Не получается. "Проверьте внутри"-сказал " редкий" папа, который сидел с малютко.
Точно. Внутри что-то торчит. Мужчина берет телефон и быстро складывает пазл в целое. "Держись парень!!! Они все такие"- и показывает взглядом на умолкшую на время маму мальчика. Увидев, что телефон в руках мужчины, женщина враз распушилась, помилела, и стала любезничать: "Ой, ну что вы беспокоитесь. " Мужчина протягивает руку с телефоном, вынуждая даму подойти за ним.
И когда передает смартфон буквально на пару секунд задерживает свой взгляд на ее лице и, не выпуская из рук девайс, четко произносит : " Если вы не прекратите издеваться над мальчиком, он вырастет и убьет вас" Женщина дергает аппарат и цвет ее лица меняется от пунцового до бледносерого, слова не даются ей, напоминая кудахтанье курицы:"Как.. Как... Как убьет. Я же его мама" " Молча. И с удовольствием" " Вы... Вы... Вы ненормальный" " В точку"- ответил мужчина и поправил чепчик на голове своей дочечки месяца-двух от роду, которая спала в люлъке у него на коленях. "Павлюсенька, пойдем отсюда!" - она крепко сжала руку мальчика и поволокла к месту дислокации подруги, при этом достаточно громко сказав " Придурок!" явно в адрес мужчины. На что тот ухмыльнулся, сложил три пальца пистолетом, " выстрелил" ей в голову- пиу!-подул на "дымок" и вставил в " кобуру" на джинсах. Еще один молодой папа выставляет большой палец и отвешивает " ковбою" поклон. Я поднимаюсь с корточек.
Я таки достаю свою визитку и протягиваю ее мужчине. Он внимательно прочитал все и сказал: "Спасибо! Но я привык решать все сам. Без психологов" "Да я уже поняла. Визитка не для этого - я бы хотела получить вашу в обмен - у меня чувство, что вы сможете помочь мне когда-нибудь. А я доверяю своему чутью." Парень улыбнулся, достал карандаш из кармана и на обратной стороне моей визитки написал свой мобильный номер. Вернул визитку мне. Я опешила слегка, прочитав под номером "Сантехник": "Что??? Точно сантехник??? Никогда бы не догадалась.."
" Не сантехник, конечно. Но дерьмо за другими приходится разгребать".
Я разглядываю спящую девочку, безмятежности и спокойствию которой можно было только завидовать. " А мамка где ваша?" " Мамка наша в диппоездке. Там, куда не ходят пароходы и не ездят поезда." " Работяга значит?" "Вроде того. Сбежала наша мамка. К богатому и настоящему мужчине в Америку. Родила, получила детское пособие, купила на него билет и улетела. Сказала, что это любовь. А она ведь его даже не видела. Переписывалась полгода, пока дома сидела..",-(вот дернул меня кто-то за язык спросить)...- А знаете, верните мне вашу визитку. Мне тоже бывает временами буее. И хочется нажраться. А нельзя - у меня ж Ксюха. Не поймет. Ругать будет. Она у меня такая - на забалуешь. Я наберу вас и вы сохраните мой номер." Я протянула картонку назад, уверенная,что " вряд ли".
Я задумалась о своем.
Что-то мы упускаем в своих психологических кабинетах, беседуя и рассуждая о гуманности и безоценочности в отношении людей и их поступков и принятии мира как есть. Иногда складывается такое ощущение, что до людей доходит исключительно хорошая взбучка или порка. Наверное, натренированые с детства попы формируют извилины, отвечающие за понимание.
Очередь моя подошла и я скрылась в кабинете " детского ужаса". А выйдя уже не застала эту странную, но совершенно полноценную семью из двух человек- большого и маленького.
Я вышла из поликлиники и бодрым шагом по дорожке затопала в сторону остановки. Навстречу идет мама с сыном. Лет пяти. Идет быстро. Тянет мальчонку за руку. Он подпрыгивает сзади, не успевая. " "Опаздываем!"- возмутилась мама. "Да мама! Опаздываем!!! Давай- давай! Быстрее! Шире шаг! Раз- два" " Слышишь!!! Это ты вообще-то сзади тащишься, а не я. То же мне командир нашелся. Помалкивай там" В этот момент мальчик ступанул в лужу, в которую его же мама и затащила, не заметив. Брызги полетели во все стороны, забрызгав штаны и мамины ноги. Мама набрала воздуха для тирады, но видно мое присутствие остановило. " Отряхивай быстрее!"- и только.
Дорожка узкая и я жду, стоя напротив мальчика, пока он обтирает руками штаны. Носки в сандаликах насквозь мокрые.
Я гляжу на малыша и говорю:" Это же Мужчина. Ну дайте ему покомандовать хотя бы сейчас. Пока можно. Потом же не дадут"
-Да какой это мужчина?!!
- Самый что ни на есть настоящий.
В эту секунду мальчик поднимает голову. И с любопытством смотрит на меня. И личико расплывается в лучезарной улыбке без передних зубов.
Мама немного вздрогнула, а потом как-то сразу помягчела.
- Ну пошли, мужчина.
Они пошли рядом. Мальчик подпрыгивает как кузнечик. Я оглядываюсь и какое - то время смотрю за ними. Вдруг мальчик тоже оглядывается, улыбается еще раз и машет свободной рукой на прощание, не смотря на тянущую мамину руку.
В этот момент раздается звонок и сбрасывается. Ааа, сантехник видно. Удивил.
Сохраняю номер в контактах и пару секунд нерешительно выбираю как записать, чтобы не забыть. В ответ на мои мысли приходит от него же сообщение. "Я из спецработников. Временно в декретном отпуске. Имя не могу назвать, извините ". Записываю " Спец в декрете". Отсылаю " Спасибо за доверие!! Растите здоровенькие!"
Я дохожу до остановки, размышляя обо всем увиденном. К расписанию подходит бабушка с внуком дошкольником. Бабушка не молодая, но очень аккуратная и отглаженная. Такой советской закалки еще. Вот думаю, интересно, небось муштрует мальца по полной.
- Витюш, постой тут, посмотри, вдруг троллейбус наш. А я талонов куплю.
- Давай, бабуля, давай. И не задерживайся. А то бежать придется.
- Конечно, конечно. Я в темпе. Ты тоже на посту не воронь.
Я немножко выпадаю " в осадок" от такого диалога. Вот где она, женская мудрость, помноженная на любовь. Которая растит мужчин и становится настоящим тылом для героев.
Думы уносят меня далеко... Куда-то в греческую мифологию... Герои и их мамы...
Мой маленький герой зашевелился под моей ветровкой. Всю дорогу от кабинета до троллейбуса он лежал тихонько в кенгурешке - люльке у самого сердца, посасывая мамино молочко. Сейчас это Хозяин всей своей Вселенной. Я смотрю на его розовые щечки, реснички, носик и пытаюсь представить, кем он станет в будущем. Кем бы он не стал - я постараюсь остаться его хорошим воспоминанием.

( В публикации использовано изображение картины Адольфа Бугро "Материнское счастье" 1869)

Комментариев нет:

Отправить комментарий