среда, 29 апреля 2020 г.

Волосы Вероники

У каждого из нас в жизни случаются встречи, которые меняют наш путь. Встречи с людьми, способными удивлять, поражать, заставлять задуматься и хотеть что-то изменить или они делают для нас что-то очень важное или  просто светят долгие-долгие годы чем-то своим неповторимым…
Эта встреча была достаточно случайной. Ее предыстория грустная и в чем-то смешная одновременно.

Я только-только начинала учиться на психологическом факультете. Второй семестр. Методист нашей кафедры рекомендовал нам, пока мы учимся,  проходить различные дополнительные курсы, семинары, тренинги, которые полным ходом проводились на базе академии. И нам польза со свидетельствами в придачу - и академии денежки.
Возле расписания, где мы все толпились после разговора, я только вздыхала и тихонько всхлипывала под видом насморка – хотелось попасть всюду – но.. « У атамана не было золотого запасу». Не подумайте – это не жалоба. Просто, когда у тебя съемная квартира, 3 деток без нянек, работает только муж и очень далеко – всегда находятся приоритетные статьи расходов. На учебу я отдавала то, что откладывала на одежду себе. Муж ругался, что я не хочу обновлять гардероб и где деньги, выданные на обновки – а я пошла и записалась на платные курсы переподготовки на псифак, и продолжала  ходить в куртке из «Детского Мира». Куртка и сейчас служит мне верой и правдой. Второй семестр – это «новые зимние сапоги и пальто» - подклеила старые и натянула «любимую» куртку.
Вот так я и стояла перед расписанием и раздумывала, чего мне еще нового «не купить», чтобы на что-то новое записаться.
То ли от слез, то ли из-за плохого зрения без очков  - прочитать мелкий шрифт с рекламой не получалось (а предложений было очень много).  Я прошла весь стенд, радуясь за тех, кто, приложив листик к стенду, переписывал информацию о выбранных курсах. В самом конце стенда на кнопке висел лист с очень крупным шрифтом: «Приглашаем практикующих психологов и слушателей курсов переподготовки на обучение по теме: «Юнгианская песочная психотерапия» По вопросам обучения обращаться в кабинет 111»  Стоимость курса не была указана, а кабинет был прямо за углом.
Кто такой Юнг я тогда еще знала смутно. Общая биография в рамках первых лекций по «Истории психологии» - буквально 5 строк в конспекте  сразу после огромного блока по Фрейду. Так что не сказать, что я была любителем Юнга.
Я сразу не поняла при чем здесь песок и психотерапия – психологи ни тем, ни другим не занимаются. Песок для строителей, психотерапия для психиатров и психотерапевтов.
Все вместе создало ауру «тайны», которую очень хотелось раскрыть. Но пошла я в 111 по самой банальной причине – была смутная надежда, что стоимость обучения будет не очень высокой, раз проводят свои сотрудники.
Вот в таких мыслях я зашла в дверь 111. А там оказался маленький предбанник и три двери. Налево, направо и прямо. «Вот еще только камня былинного для богатырей не хватало». И пошла прямо. Естественно ни туда. Прямо в кабинет юнгианского песочного терапевта. Кабинет был пуст. Я огляделась по сторонам - вдруг кто за дверью  прячется. И обалдела. На всю стену множество полок и на них фигурки. Всех цветов и размеров, всех видов и мастей. Как я прошла комнату и зависла там – не помню. Просто стояла. Наверное, с раскрытым ртом. Было чувство, что пришла туда, куда шла очень-очень долго.
Меня окликнули. И видно уже несколько раз до этого разными вопросами: «Вы кого – то ждете? Вам назначено? Терапевт на выезде  в соцдеревне – придите завтра» « Спасибо… я уже пришла..»
Вот так начался этот путь. С перекрестка из трех дорог. Совершенно случайно. И к моей радости совсем недорого на тот момент.
Курс был кратким, и обязательным условием зачета была практика  и отчеты по ней – мы все обзавелись своими песочными ящиками и фигурками. Мне было проще всех – ящиков в доме хватало, игрушек мелких от трех детей сразу мешок насобирала. А песка – как говорит муж – «подмети лишний раз коридор». Да-да – набрала в детской песочнице во дворе. Под крик мамочек – «Опять эти кошатницы, и не стыдно? Детям негде играть!!!» Дома песок чистила,  мыла, дезинфицировала, прокипячивала и даже запекала в духовке. По всем правилам, которые нам сразу огласили.
И стала искать «жертв» для своей практики.  Друг у друга в группе все переделали задание в первый же день. А надо было не менее 10. Оля  была жертвой номер 3 или 4 – уже не упомню всех. Я ее и не знала толком - мама одногрупника моей дочки в детском саду. Пригласила на чай и заинтересовала своей работой. Не подумайте плохого – все психологи на первых порах своих клиентов «ловят и уговаривают» на бесплатный сеанс – среди однокурсников, знакомых и родственников и их знакомых - а иначе как начать? Прийти работать качественно в учреждение психологической помощи без практики невозможно – если ты до этого не попрактиковался с разбором ошибок у своего супервизора (учителя)– то будешь «тренироваться на кошках» и просто покалечишь души,  не понимая, что да как делаешь.
Конечно, на тот момент никакой терапией мы не занимались – ни знаний, ни опыта еще не было.  Просто расставляли фигурки и рассказывали что там. Я все это фотографировала и конспектировала – а дальше на курсах все вместе разбирались по всем канонам. Когда я показала Олину работу – наш гуру, быстро взглянув на фото, сказала: «Этот человек нуждается в помощи». Фото выглядело очень даже веселенько, пестрое. Мы хлопали глазами и не понимали в чем дело. Особенности анализа я уже не буду приводить – но я не постеснялась, сама позвонила Оле и сказала: «Я знаю, тебе нужна помощь. Если можешь – расскажи мне. Или специалистам»
Она пришла и долго – долго плакала. Муж ее избивал. Напивался и бил. Она прятала детей и терпела. «Муж с деньгами, у меня ничего нет, идти некуда. Сначала все выглядело  сказкой. Ухаживания и все такое. Все были очарованы. Только брат был против категорично – «Оль, он не такой человек, как кажется. Он топчет конкурентов, идет по головам, подставляет людей, рушит чужое.  Он нечестен в бизнесе. Не выходи замуж.»  «Вов, это же бизнес – а не жизнь.  В бизнесе все нечестны. Он меня любит и я его люблю»  «Люди везде одинаковы и в бизнесе и в жизни. Просто удается красиво врать.» Почему, почему я его не послушалась тогда… а сейчас это кошмар.. попойки, друзья-бандюганы, уверена что и шлюхи. Хорошо, если напьется и спит там, где пьет. Но если приезжает – это просто жуть. Утром протрезвеет, выпрашивает прощения, дарит очень дорогие подарки. Вроде все наладится. А потом опять. К специалистам наотрез отказался. А сейчас все чаще и чаще срывается. И все на мне. Я не знаю, что делать и к кому идти. Вот ты первая кто знает, как Золушки на самом деле живут…»
Я .. что я могла тогда.. ничего.. первое, что пришло мне в голову: «А давай позвоним твоему брату. И все расскажем.»
Я набирала номер и держала телефон, пока она собиралась с силами. «Владимир? Здравствуйте! Меня зовут Анна. Ваша сестра Оля у меня в гостях. Не волнуйтесь, с ней все в порядке. Ей нужно вам сказать что-то важное. Если не получится – скажу я» Так мы и говорили по очереди. Когда Оля плакала, говорила я.
Вова приехал за ней на машине через час, забрал вместе с детьми, которые играли с дочкой в детской. Когда он стоял возле машины, пока Оля садилась, он повернулся ко мне и сказал: «Спасибо!» Я обратила внимание на его глаза. Они были прозрачные. Небесные какие-то. Смотрят на тебя и просачиваются сквозь. Как бывают у очень-очень глубоких стариков или младенцев.
На следующий день сын Оли не пришел в группу. Документы забрали.
Я давно забыла эту историю – но где-то через полгода позвонила Оля и пригласила отметить день рождения сына за городом с дочкой вместе. Я согласилась сразу - детские праздники мы все любим.
- Только у меня к тебе будет одна просьба. Ты же моего брата Вову помнишь? Приезжал за мной тогда. Ему нужна психологическая помощь.
- Ты знаешь, я еще не работаю. Да и вряд ли стану когда – то – с деньгами напряг, надо еще за учебу несколько семестров платить. Так что, извини
- Это и к лучшему – Вова психологов ненавидит.
- Так, а что надо-то?
- Ой, это наше семейное горе и боль. У Вовы 6 лет назад умерла жена. Сразу после родов. Ребеночек родился мертвым. А через 2 дня у нее началось кровотечение и не спасли. Вова ни с кем не говорит об этом. Вообще. Потух. Работает как каторжный. Мы ему пытаемся невесту какую подсватать – глухо. Может ты бы как - то разговорила его что-ли.. или какого спеца… Но это не обязательно. Просто он тоже будет на празднике
- Посмотрим. Ничего не могу обещать – горе после смерти тяжелая тема вообще.
- Ждем.
Веселились мы здорово. Праздник на природе всегда выходит хорошим. Дом был огромный. С Владимиром мы только поздоровались: «Я помню. Вы подруга Оли, Анна. Добро пожаловать в наш дом!»
Никакой возможности с ним поговорить не было. Да я и не задавалась целью – веселилась с детьми.
После чая и клоуна дети сели смотреть мультики на огромном по тем временам плазменном экране. Среди взрослых мне было не очень уютно – я никого не знала.
Я вышла подышать на улицу. Это была весна – и темнело еще достаточно рано. А за городом воздух чистый- чистый, не то, что в городе. Хотя, городские жители этого давно не замечают.  
Я брела по дорожке и увидела, что Владимир сидит на большой скамье, откинувшись на спинку, и смотрит в небо. Просто села рядом. Молча, глядя на звезды. Это безумно красиво. Глубоко и бесконечно.
- Вас Оля подослала, да? – не поворачивая головы, спросил он.
- Нет, я сама пришла. Но если вам неприятно – я могу уйти.
- Не надо. Вы гостья Оли – сидите, где хотите.
Мы молчали… молчали… молчали…
Я перебирала в голове все, что усвоила за год на псифаке – но, увы, ничего не подходило.  Первый год – голая теория – История психологии, Анатомия, Политология, Методология науки, Антропология, Общая психология. Если бы это была моя любимая песочная терапия – то там молчать еще лучше, чем говорить. Но для этого нужно оборудование и точно участие человека. А тут… Тем более, если человек терпеть не может психологов.
Я вообще перестала думать об этом и просто наслаждалась видом звезд.
А потом я спросила:
- Вы смотрите на Гончие Псы или Волосы Вероники? Не могу понять.
- На Волосы Вероники
Я присела ближе, почти приложила свою щеку к его и выровняла взгляды
-Точно Волосы Вероники
-Так вы что, в невесты ко мне метите?
- Боже упаси. С тремя прицепами? Да в ваш замок? Нет уж. У меня свой король есть.
- А я уж подумал, целоваться полезли, напролом так сказать. Я оценил.
- Размечтались. Просто так удобно детям показывать созвездия. Вот и заинтересовалась, какое вы рассматриваете. Оно будет лучше видно в апреле.
- Я знаю что в апреле…
- А вы знаете, что это сверхскопление галактик, а не звезд? Каждая эта точечка – целая галактика. А еще там Северный полюс нашей галактики.
- А откуда вам это известно?
- Я по-первому образованию учитель физики и астрономии. Что помню
- А я по-первому образованию – никто. Не осилил – ушел в бизнес
- Вы большой молодец, уникум. И бизнесы, и дом, и по всему свету – Оля мне рассказывала, что вы сам все с нуля. Так что образование тут не при чем. Гении пробьются сами,- ох… как я в тот момент уцепилась за то, что он заговорил.
- Эээ, полегче. Вообще вы в курсе, что люди хвалят других только для того, чтобы самим в ответ услышать о себе хорошее? Мне нечего хорошего о вас сказать. Я знаю, что вы психолог и все это – задумка Оли. Задрали все,  если честно, своими попытками влезть в душу.
Все. Вот и конец моей карьеры, так и не начавшись…
Я сидела молча и щеки горели от стыда. Дура-дура-дура… Безмозглая и никудышная…
Владимир дышал очень глубоко, даже был виден пар из ноздрей. Видать реально достали. А тут и я еще подлила
Помолчав, я сказала со вздохом:
-Я не психолог, я только учусь.
- Эта фраза по-другому звучит.
- В смысле?
- Я не волшебник, я только учусь. Это из фильма Золушка
- Точно. Я смотрела в детстве на черно-белом телевизоре еще
- Это у Ольки любимый фильм был
- Да, на этом и погорела.
- Вообще, спасибо, конечно.  Я этого урода сразу раскусил – но она же ничего не говорила. Рот зажала и все в себе. Ремня бы ей – да и так вся задница синяя была, как оказалось.
-Как и вы..
-Что?
-Рот зажали и все в себе
- Понятно. Опять пытаетесь докопаться??? Не выйдет. Этих психолохинь на дух не переношу. Учтите. Дружить можете с Олей – я не против, а ко мне не лезьте. Потерплю вас, раз уж вы Оле друг.
- А почему вы считаете, что хвалят только, если хотят услышать похвалу себе? Вот я вас искренне хвалила – все, что знаю о вас – мне очень симпатизирует
- Понимаете, все эти оды, ахи, охи – пустое все это. Так, вода, чтобы разговор начать и человека к себе расположить. По – настоящему может похвалить только человек, который знает тебя как себя. Все твои жилки и черточки, каждый твой вздох и движение.. эх, ничего вы не понимаете.. как и все вокруг
- А кто бы мог вас похвалить? Ваша жена?
- Да. Она могла.
- А как бы она это сделала? Что сказала?
- Ничего.. Понимаете??? Ничего!!!! Просто положила бы голову мне на плечо.. и мы бы смотрели на звезды.
- Вот так?- я чуть склонила голову и почти положила на его плечо.
- Вот так…- он стал щмыгать носом
- Вам ее очень не хватает, да?
Просто кивнул головой. А потом стал рыдать, прижав руки к глазам. Так безудержно.  Наклонился вперед.
Я сидела и гладила его по спине.. не знаю почему.. я так делаю со своими детьми, когда им плохо.. и просто сидела рядом… я  не знала что вообще делать, что говорить, как помочь.. Быть рядом столько, сколько нужно… и все… Наверное, с час мы так сидели – застыли ноги совсем в худых сапожках.
- Да у вас там целое ведро. Это семейное? – сказала я, когда рыдания стихли.
- Семейное.
- Держите салфетки, а то платки в кармане слишком часто менять надо, – вытащила помятыши из кармана. – Уж простите горе – психоЛОХа, не подготовилась я.
- Вы будете хорошим психологом, я думаю.
- Не буду. У меня же мужа нет, трое детей непонятно от кого, без работы, в старой куртке и холодной обуви – ведь так я выгляжу со стороны? Не за что меня похвалить. А учебу я бросаю – сейчас только вторая смена на моей кафедре, а с детьми желающих сидеть вечерами никого нет. Да и денег нет, чтобы идти дальше – одной теории мало, надо практические еще оплачивать. Так что, увы… А вы, пожалуйста, обратитесь к психотерапевту. Прямо с утра найдите и идите. Я думаю, что Вероника бы тоже это вам сказала.
- А вы знали, что ее звали Вероника? Вам Оля сказала?
- Нет. Звезды…
 Через неделю во время занятий пришло смс от Оли: Привет! Я на кафедре у вас стою. Вова сказал оплатить тебе семестр учебы – за две консультации достаточно? – Это очень много!!!! – Значит достаточно. Спасибо!!!!!!
( В публикации использовано изображение Созвездие Волосы Вероники из Атласа "Uranographia" Яна Гевелия (1690)

Комментариев нет:

Отправить комментарий